Любой асфальт со временем изнашивается: появляются трещины. В течение 2–3 лет эти трещины превращаются в ямы и сетки и тогда приходится снимать верхний слой дорожного полотна и менять его полностью. Гораздо выгоднее вовремя герметизировать трещины. Это позволит минимум на 5 лет продлить жизнь дороге, тротуару, придомовой территории или площадке у гаража. О выборе герметика для таких работ поговорим подробнее.
Общие критерии герметиков, подходящих для дорог
При работе с асфальтом и бетоном необходимы специальные составы – с пометкой «дорожные» или «подходящие для дорог». Все дорожные герметики отличаются следующими свойствами:
- Имеют высокую адгезию к бетону, асфальту.
- Не боятся УФ, влаги, вибрации, механических нагрузок, агрессивных масел и бензина. Устойчивость к солнцу – минимум 1000 часов. Водопоглощение – до 0,5 %.
- Сохраняют эластичность и не трескаются от морозов, а от жары – не плавятся и не прилипают к колесам при давлении 1,2 МПа (так проедет грузовик).
- Температурный порог у таких составов от –25…–50 °С и до +65...+80 °С.
Посмотрите также на такой показатель, как относительное удлинение на разрыв – оно должно быть не менее 75 % при –20 °С. Тогда швы не потрескаются от перепадов температуры. Прочность на разрыв и адгезионная прочность не должны сильно различаться. Число циклов деформаций – от 30 000.
Выбираем по климатическим условиям
Дорожные герметики выбирают, учитывая климатическую зону. В таблице ниже приведены показатели, при которых герметик будет хорошо работать, не разрушаясь в таком климате.
Показатели |
Требования к герметикам для разного климата |
||
зимой от +5 °С до –5 °С |
зимой от –5 °С до –20 °С |
морозы не теплее –20 °С |
|
теплый |
умеренный |
холодный |
|
Размягчается при t от |
+80 °С |
+70 °С |
+65 °С |
Относительное удлинение на разрыв в % при –20 °С |
75 |
150 |
200 |
Прочность сцепления с бетоном при -20 °С, в МПа |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
Становится хрупким при t от |
–30 °С |
–40 °С |
–50 °С |
Становится липким при t от |
+60 °С |
+55 °С |
+50 °С |
При выборе герметика смотрите эти параметры в инструкции и описании к составу.
Выбираем по ширине трещины/шва
Герметики также подбираются по ширине заливаемой трещины.
Трещины шириной до 5 мм заливают горячим дорожным битумом с присыпкой песком и укаткой в жаркую погоду. Или холодными полиуретановыми, тиоколовыми мастиками из пистолетов. Чем уже и глубже трещина, тем более текучим должен быть герметик, чтобы эффективно заполнить шов.
Например, тиоколовый герметик «Риапласт 52»после отверждения становится высокопрочным – от 0,8 МПа на разрыв. Выдержит диапазон t от 60 до +90 °С без усадки, то есть шов не деформируется от сезонных подвижек. Главная особенность – высокая текучесть, с «Риапласт 52» можно работать с самыми узкими трещинами и труднодоступными местами.
Читайте также: Особенности повторного ремонта стыков с использованием тиоколовых герметиков.
Средние трещины – от 5 до 15 мм шириной. Заполняются полимерными мастиками, эмульсиями, битум-полимерными составами. В целом все трещины более 16 мм нужно расшивать и преобразовывать в шов.
Деформационные швы и рабочие трещины, которые меняют ширину под действием температуры, нужно заделывать при помощи двух материалов: грунтовки и герметика. При этом трещины и швы надо расшивать на ширину от 8–10 мм. В узких трещинах напряжение слишком велико, от многократных сжатий и растяжений мастика быстро разрушается еще до истечения гарантийного срока. Чтобы уменьшить растягивающее напряжение, также понадобится уплотнительный шнур.
Крупные трещины – от 15 мм шириной. Грунтуются полимерными праймерами, сверху заливаются полимерно-битумной мастикой или минерально-мастичной смесью.
Трещины более 30 мм заполняют мелкозернистым асфальтобетоном, также допустимы вязкие битумные составы, а затем уплотняют катком. Они также подходят для ямочного ремонта.
На практике трещины, отремонтированные битум-полимерными эмульсиями служат 4–5 лет, каучуковые битумные – 2–3 года, прорезиненные асфальтовые герметики, а также однокомпонентные и двухкомпонентные силикон и тиокол держат трещину 5–10 лет.
Читайте также: Гидроизоляция бетона при помощи герметика.
Выбираем по типу нанесения: горячие или холодные
В зависимости от способа нанесения есть два типа герметиков для трещин в асфальте.
Герметики горячего применения – это битумные, битумно-полимерные, битумно-резиновые составы, т. е. на основе битума. Они вязкие, поэтому для заливки их нагревают до 150–180 °С. При этом их нельзя нагревать повторно. Иначе состав густеет либо разжижается, то есть стареет, теряет свойства. С горячими смесями работают только в теплую сухую погоду от +5 °С, то есть рабочий сезон – примерно с апреля по октябрь. Чаще всего используется для ремонта больших ям, выбоин и повреждений.
Герметики холодного применения – это полиуретановые, полисульфидные (тиоколовые) герметики, т. е. на основе синтетических каучуков, а также жидкие эмульсии на основе битума и полимеров. Холодные герметики, эмульсии и мастики обладают сниженной вязкостью, поэтому с ними можно работать без нагрева – они и в холодном виде отлично проникают в трещины и заполняют поры. Подходят для заполнения узких трещин, а также для швов в труднодоступных местах. Можно применять при минусовых температурах – от –5 °С до –18 °С.
Например, тиоколовый герметик «Риапласт 53» можно наносить при температуре от −15 до +40 °С.
Что лучше: горячие или холодные дорожные герметики? Ремонт без нагрева – более безопасный и удобный вариант, чаще используется в мировой практике. В чем плюсы работы с холодным герметиком:
- На 20 % снижаются затраты на нагрев и трудозатраты.
- На 30 % снижается расход герметика.
- Можно работать вне зависимости от сезона, в холодную погоду.
- Легче управлять графиком работ, поскольку смесь легко заготавливать и хранить. С горячей смесью это невозможно: нагрели – надо использовать.
- Минимум рисков для людей: нет ожогов, нет вредных паров.
А еще нет необходимости в плавильно-заливочной машине. Если вы делаете ремонт своими руками в частном секторе или у себя во дворе, то это может быть существенным фактором в плане удобства и экономии.
Почему не битум?
Битум – это просто и дешево. В домашних условиях можно использовать его. Он подойдет для ненагруженных дорог в мягком климате, где нет морозов и не застаивается талая вода. Его температура хрупкости составляет –20 °C, и нагрев он выдерживает до +60 °C. Для большинства регионов России этого маловато – «заплатки» хватит на год. Поэтому выгоднее ремонтировать модифицированным битумом и полимерными герметиками.
Когда герметик не поможет
Важно помнить, что герметик не поможет в случае усталостных, краевых и сдвиговых трещин. Усталостные трещины появляются от естественного износа дороги. Краевые трещины отличаются серповидной формой, располагаются в полуметре от края дороги. Их нужно удалять и наносить новый верхний слой покрытия. У сдвиговых трещин серповидная форма, они появляются из-за отрыва верхнего слоя от нижних слоев, когда связь между слоями слабая. Все эти трещины заделывать не нужно, разрушенная часть убирается и укладывается новый слой.