Как выбрать герметик для дорожных швов: дорог и дорожек, подъездных площадок, парковок
Этот материал будет полезен не только бригадам, которые занимаются строительством и ремонтом городских дорог, но и тем, кто закладывает дорожки, тротуары, парковки и подъездные пути в частном доме. Рассказываем, как подобрать герметик для дорог. Раньше для этого использовали в основном битумные горячие мастики, но сегодня есть варианты.
Чем по ГОСТу заполняют деформационные швы
По стандарту ОДМ 218.2.025-2012 «Деформационные швы мостовых сооружений на автомобильных дорогах» для заполнения деформационных швов подходят мастики как на битумной, так и на полимерной основе. Битумные мастики должны соответствовать следующим характеристикам:
Параметры |
Значение |
Внешний вид |
Без комков, кусков, расслоений |
Относительное удлинение при -20 °С, % |
от 210 |
Прочность сцепления на отрыв, МПа |
От 0,8 |
Водопоглощение, % |
До 0,1 |
Для работы с мастиками на битумной основе понадобится заливщик с терморубашкой. Мастику заливают на 2-3 мм выше уровня шва, а если он дает просадку и усадку после застывания, то необходимо сделать доливку. Горячие мастики не слишком удобны в частном строительстве, где не всегда есть возможность работать с расплавленным раствором, не всегда есть оборудование (подогрев, мешалка, емкости), возможность подвезти горячий битум к месту монтажа.
Разберемся, как выбрать холодную полимерную мастику (герметик) для дорожных швов.
Характеристики герметиков для дорожных швов
Герметики для дорожных деформационных швов должны быть:
- Устойчивыми к вибрации, весовым нагрузкам, ударам, истиранию.
- Не бояться перепадов температур, температурных нагрузок в пределах вашего климатического пояса. Например, летом асфальтовые дороги раскаляются до +80 °С и выше. Если вы работаете со швами в процессе укладки асфальтобетона, то термостойкость мастики должна быть до +140 °С. Морозостойкость до -50...-60 °С.
- Не бояться солнечных лучей.
- Не бояться химических воздействий — бензина, кислот, щелочей, масел, зимних реагентов и других агрессивных стоков.
- Возможность работы в осеннее и летнее время — от +40 °С до -15 °С.
- Обеспечивать водонепроницаемость шва — вода не должна попадать внутрь конструкции.
- Иметь отличную адгезию с асфальтобетоном, цементом, металлом. Это дает надежную работу всех слоев шва.
- Эластичность. Относительное удлинение — 100-200 %. Это обеспечит долговечность при деформации, но при этом сохранит герметику нужную жесткость, прочность.
Чем выше относительное удлинение мастики на растяжение, тем менее чувствителен шов к подвижкам от воздействия температур, влажности. А вот механические, ударные и весовые нагрузки потребуют от шва жесткости. Поэтому для дорог, где проезжает большое количество авто, достаточно эластичности 100 %, а для дорог с меньшими нагрузками можно взять более эластичный герметик — 150-200 % и выше.
Читайте об этом подробнее: Эластичность герметика: что это, зачем нужно и какой должна быть?
Среди полимерных герметиков более всего для дорог подходят тиоколовые герметики, поскольку именно они не боятся агрессивной химии, в том числе машинных масел и бензина. Например, «Торвенс ПС-51» или «Торвенс ПС-21». Для швов пешеходных дорожек и площадок во дворе частного дома, где химические нагрузки невелики или сведены к нулю, можно использовать полиуретановые герметики типа «Торвенс ПУ-25».
Срок эксплуатации дорожного герметика
Минимальный срок эксплуатации мастики до замены шва составляет 8 лет — для дорог с нагрузками до 10 тыс. автомобилей в сутки, и 5 лет — для дорог с нагрузкой от 10 тыс. машин в сутки.
Интенсивность движения зависит от типа дороги. Так, нагрузка на дороги в микрорайонах — 250 авто/сутки; на дороги, которые связывают жилые районы с магистралями — 500 авто/сутки, местная городская транспортная связь между жилыми районами — 1000 авто/сутки, дороги, соединяющие городские районы со скоростными магистралями — 4000 авто/сутки. То есть в большинстве случаев деформационные швы меняют раз в 8 лет, и срок службы эксплуатации — минимум 8 лет.
А точно нужны деформационные швы?
В случае с дорогами и дорожками с небольшими транспортными и весовыми нагрузками зачастую строителям кажется, что деформационные швы не нужны и не имеют значения. Однако это неверная практика, которая приводит к быстрому разрушению дорог, появлению трещин. Трещины потом пытаются «вылечить» заливкой битумом, но это не всегда помогает. Поэтому даже если вы делаете подъездную площадку к частному дому для собственного автомобиля, не стоит пренебрегать нарезкой деформационных швов.
Если дорога уже есть, то каждые 5-8 лет следует восстанавливать заполнение деформационного шва. Это спасет дорогу от выщелачивания, создаст ровное покрытие, защитит от излишних вибрационных нагрузок. Чтобы швы служили долго, не забывайте также о своевременном водоотводе с площадки — в области шва не должна застаиваться вода. Для этого используется уклон, водоотводные лотки.
Читайте подробнее: Как ремонтировать трещины в дорожном покрытии.
Согласно СП 467.1325800.2019 «Стоянки автомобилей. Правила эксплуатации» деформационные швы делают с шагом 3-6 метров, если вы залили свою парковку толщиной от 5 см. Глубину шва делают от 40 мм, не менее 1/3 толщины заливки. Рекомендуется делать шов шириной 30 мм для дорог из асфальтобетона и 40 мм — для дорог из цементобетона.
На данный момент в России нет жестких нормативных требований к деформационным швам дорог, нет сертификации и испытаний, поэтому необходимо ориентироваться на лучшие показатели герметиков, которые нам предлагает рынок.